Системный оператор. Многоэкранка. Анализ
Для того, чтобы мыслить системно, требуется видеть всё окружение (надсистемы) и то, из чего состоит наша система (подсистемы).
Каждый раз, когда решается проблема, системное мышление позволяет правильно ставить задачи, решение которых максимально эффективно устраняет проблему. Такое решение в ТРИЗ называется Идеальным.
Начнём с того, что определяем систему. Это тот самый объект, который мы хотим улучшить. Именно он и создаёт проблему. Это может быть что-то материальное: любое техническое устройство или нематериальное: бизнес-процесс, сайт, система продаж и т.д.
Главный критерий - что-то в этом объекте нас не устраивает.
Далее, когда определили систему, переходим к подсистемам. Это всё то, из чего состоит наша система. Система шариковая ручка состоит из подсистем: корпус, стержень, колпачок, шарик. Если говорим, например, про отдел продаж, то в него включаем: сотрудников, сценарии продаж, программы, методики продаж.
Следующим шагом смотрим, что в надсистемах. Здесь мы прописываем всё то, с чем наша система взаимодействует, и что на неё влияет. Очень важно учесть все объекты, непосредственно для которых и создана система. Для ручки это будет бумага, человек. Для отдела продаж: клиенты, конкуренты, продукт.
Детализация подсистем и надсистем может идти до того момента, пока не будут учтены все значимые объекты. Не стоит добавлять что-то в подсистему или надсистему, если оно никак не влияет. Важно очертить рамки модели, с которой будем работать дальше.
Первично мы начинаем строить модель с настоящего времени: что у нас сейчас за система, какие у неё подсистемы и надсистемы. А уже дальше переходим к системному оператору (многоэкранка), где используем прошлое системы и будущее системы.
Примеры:
- Система дерево: подсистемы (ствол, листья, корни, ветки), надсистемы (воздух, лес, вода, человек, солнце, животные)
- Система автомобиль: подсистемы (кузов, двигатель, колеса, салон), надсистемы (дорога, человек, производитель, другие машины)
- Система сайт: подсистемы (страницы, картинки, тексты, заголовки, кнопки), надсистемы (интернет, пользователи, другие сайты, поисковые системы)
Для примера привёл далеко неполный список подсистем и надсистем. Дальше покажу, как их определять.
Как выбирать подсистемы и надсистемы
Когда выбираем систему, то обязательно должно быть понимание её функции. То есть, для чего система создана, что она делает. При этом функций может быть несколько, это тоже важно учесть. Всё зависит от того, на кого направлена эта функция.
А далее, исходя из функции и проблемы, которая есть в системе, начинаем строить подсистемы. Если мы хотим улучшить комфорт пассажиров через удобство салона, то важнее детально рассмотреть элементы салона, чем двигателя. Тогда и в надсистеме будут пассажиры, а не водитель.
Очень важно выбрать только те объекты подсистем и надсистем, которые имеют значимое влияние на нашу систему. А наша система активно взаимодействует с ними и, соответственно, влияет на них.
Таким образом строится модель из объектов, которые между собой связаны и влияют друг на друга. Это позволяет сильно упростить процесс визуализации, что увеличивает фокус внимания туда, где сидит самое сильное решение нашей проблемы.
Зачем нужны надсистемы и подсистемы?
Это ресурсы для решения проблемы. Идеальное решение то, которое находится через ресурсы подсистем или надсистем. Тогда мы стремимся к идеальности: при минимуме затрат, получаем максимум пользы.
Важно, что ресурсы могут быть в подподсистемах, и в наднадсистемах. Чем детальнее и глубже пропишем модель, тем больше шансов найти сильное решение внутри.
Часто бывает, только стоит построить модель, как становится понятно, что нам из ресурсов даст решение. Работает фокусировка мышления.
Тот же эффект возникает, когда строим административное противоречие, только в дополнение к многоэкранке ставим еще цель, саму проблему и ограничения.
Системный оператор. Многоэкранка
Теперь, когда построена модель в настоящем времени, тоже самое делается для прошлого и будущего. В классической схеме это выглядит как 9 квадратов 3х3, где в центре система в настоящем, сверху надсистемы в настоящем, снизу подсистемы в настоящем.
Всё, что слева: это прошлое, что справа - будущее.
Благодаря такому построению модели, мы можем в динамике смотреть, что у нас изменилось, когда мы перешли из прошлого в настоящее. И, благодаря этому, спрогнозировать, что будет в будущем с нашей системой. Какие у нее будут подсистемы и надсистемы.
Можно увидеть, какие противоречия были разрешены ранее, когда переходили из прошлого в настоящее, и какие противоречия ждут в будущем. Могут поменяться требования надсистем, что повлечёт изменения нашей системы, а значит и её подсистем.
Этот инструмент позволяет достоверно понять, куда стоит двигаться нашему бизнесу. Какие процессы развивать, чтобы продолжать быть конкурентноспособными и развиваться быстрее других.
И еще, экранов может быть больше. Всё зависит от того, как глубоко вы заходите копнуть и разобраться в эволюции системы для решения проблемы.
Проводя многоэкранный анализ, необходимо построить взаимосвязи между всеми квадратами. Выявить, какие связи и функции были утрачены, какие необходимо добавить. Какие противоречия предстоит решить, чтобы новая система смогла исполнять свою функцию. Это большая работа мышления, но как не крути, именно такие навыки и компетенции всё более востребованы среди профессионалов. Условия диктует надсистема - заказчик.
Пример многоэкранки
Прошлое. Система гусиное перо: подсистемы (опахало, очин), надсистемы (гусь, человек, чернила, чернильница, бумага)
Настоящее. Система шариковая ручка: подсистемы (корпус, шарик, колпачок, ёмкость для чернил), надсистемы (производители, бумага, покупатели)
Будущее: Система стилус: подсистемы (корпус, электроника), надсистемы (покупатели, производители, электронная бумага, смартфоны, планшеты)
Какие могут быть ошибки
- необходимо указывать только объекты, а не их параметры или свойства (корпус, а не цвет корпуса)
- выход за рамки модели, используя те объекты, с которыми нет значимого взаимодействия (ручка и солнце - взаимодействие слабое, если только мы не решаем проблему засыхания или выцветания)
- система должна удовлетворять потребность надсистемы, иначе она бессмысленна. Важно прописать ту надсистему, для которой система и создавалась (ручка нужна, чтобы писать на бумаге)
- в технических системах человек всегда в надсистеме, когда как в бизнес-системах он может быть в подсистемах.
Талантливое мышление Траблшутера
Минимум, это 9 экранов, которые видит Траблшутер, решая проблему. Если этого не сделать, можно пропустить что-то значимое из прошлого, либо не увидеть требования надсистем будущего. Всё это приведет к слабому решению, когда как ТРИЗ - это всегда только про сильные решения.
Правильное построенная многоэкранка - это гарантия нахождения ресурсов, благодаря которым верно ставится задача для решения проблемы.
И, чем больше экранов, тем больше ресурсов, а значит быстрее будет найдено заветное решение.
Потренируемся!
Задача 17:
Напишите многоэкранку настоящего, а затем добавьте в нее прошлое и будущее для систем: маркер, молоток, рекламный баннер в интернете.
Вы можете выбрать свою систему и описать её. Достаточно для тренировки сделать многоэкранку для одной системы.
Изучайте ТРИЗ и правильно решайте свои нерешаемые проблемы!
По индивидуальному курсу обучения Бизнес-ТРИЗ, внедрению в компанию, проведению мастер-классов, воркшопов и стратсессий, обучению команд, корпоративному тренингу Бизнес-ТРИЗ на русском и английском языках или услуге по решению нерешаемых проблем бизнеса пишите мне в телеграм https://t.me/Aleksei_Blagikh или на blagih@gmail.com
ТРИЗ-клуб в Telegram: https://t.me/trizbiz
Информация о ближайшем курсе обучения Бизнес-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=54:biznes-triz-uroven-4&catid=13:courses (сейчас действует скидка)
Информация о ближайшем курсе обучения РТВ-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=61:rtv-triz-ab&catid=13:courses
Ютуб-канал Бизнес-ТРИЗ: https://www.youtube.com/channel/UCClLQYrqI2bjZ2k7b8QRc-Q
Читайте также на blagih.ru про ТРИЗ и Бизнес-ТРИЗ
Благодарю за доверие!
Алексей Благих
опубликовано 05.03.2020