ТРИЗ. Психологическая инерция
Друзья, скажите честно: как часто вы говорите со своим мозгом? Что, неужели, не говорите? А ведь он — наш главный помощник!
Правда, он иногда ленится и начинает саботировать… Поэтому сегодня я поднял неоднозначную тему, чтобы заставить наши ТРИЗвилины поскрежетать!
Вопрос к вам:
Часто ли мы уходим от неудобных вопросов?
Часто лень побеждает необходимость?
Часто мы делаем что-то по привычке, не желая оглядеться по сторонам?
В том и дело, что часто!
И пока мы раскачиваемся, мотивируем сами себя и делаем много всего, что занимает время, кто-то вырывается вперёд и побеждает!
Потому что в бизнесе нет компромиссов: либо ты, либо тебя. Все плюшки получает тот, кто первый.
Второй, третий и дальше — это уже не про лидерство на рынке. В такой конкурентной среде стоит лишь зазеваться — и всё, впереди уже спины самых прозорливых предпринимателей.
Вы же не хотите и дальше дышать пылью из-под ботинок более шустрых дельцов?
Что же такое эта психологическая инерция?
По сути, это — сберегающий механизм мозга, призванный помочь нам не тратить чрезмерно много энергии на какие-то действия.
Это то, что мы делаем «на автомате» (как дорога домой), и наш организм не тратит на это силы. Конечно, с одной стороны, это нужно и полезно, иначе бы мы каждый раз тратили очень много сил на однотипные действия, повторяющиеся изо дня в день. НО, в большинстве случаев, когда мы говорим о бизнесе, прорывных решениях и лидерстве на рынке, она нам мешает!
Давайте разбираться, как именно:
- Противоречия и парадоксы мозг не понимает.
И поэтому наш мозг говорит «стоп» и не пускает нас туда. Поэтому мы в жизни часто избегаем возможностей, где нам что-то непонятно. Мозг знает, что на это надо будет тратить силы и энергию, и пытается нас от этого уберечь! Мол «зачем оно тебе надо?». Предлагает нам тратить энергию туда, где всё ясно и понятно. И нужен реально высокий уровень осознанности, чтобы замечать за собой эти моменты и вовремя включать волю.
2. Убираем термины при описании задачи.
Каждому слову в нашем мозгу соответствует образ, в т.ч. термину. И у каждого из нас эти образы свои!
Какую картинку рисует ваше воображение при слове Корабль?
Яхта, парусник, паром— каждый предложит свой вариант и будет прав!
Поэтому в ТРИЗе один из важных моментов — это максимальное упрощение! Мы убираем терминологию и описываем ситуацию обычными словами, лёгкими для понимания и представления.
Это нужно для того, чтобы в головах у всех участников процесса принятия решения формировался одинаковый образ (хотя бы максимально похожий).
3. Страх роста. Ответственность. Больше ошибок.
Наш мозг понимает, что чем мы «больше», тем и ответственности у нас больше. А он её не хочет! Ведь это снова трата энергии и поиск ресурсов…
Поэтому мозг мешает нам брать на себя новые обязательства, тем самым часто не давая нам возможность расти! Ведь помимо ответственности, при росте бизнеса, наверняка, будет и увеличение количества допускаемых ошибок (логично, не ошибается тот, кто ничего не делает).
А мозг наш с детства запуган «работой над ошибками»! Вот он и саботирует наш рост! Чтобы оградить нас от нового груза ответственности и необходимости решать ошибки.
ТРИЗ, в свою очередь, про то, что надо действовать разумно. Мы снимаем страх ошибок! Мы даём понять мозгу, что даже при масштабировании бизнеса и росте обязательств с помощью проверенной технологии убережём наши ресурсы от чрезмерной траты.
4. Мозг найдёт 99 причин не делать.
Первое, что делает наш мозг, это подсказка «не выходи из комнаты — не совершай ошибок». Потому что он понимает, что это ресурсозатратно, и не хочет идти в эту сторону, сопротивляться. Однако когда он поймёт, что всё будет круто, то начнёт помогать.
5. Предрассудки и стереотипы.
Огромное количество поверий и прочей «мудрости прошлого» досталось нам от предков и мы, родившись в определённой культуре, впитываем то, что она нам даёт.
Чёрная кошка перебежала дорогу, рассыпали соль или вытащили билет номер 13 — в нашем «коде» это опасно. Хотя, в других странах несчастной считается цифра 4 / 8 и прочие.
Но когда мы начинаем объяснять сами себе, что планета-то у нас одна! Начинаем задавать себе вопросы: откуда во мне это заблуждение? Оно мне полезно или вредно? Что оно мне даёт? Ситуация проясняется и мозгу становится проще не обращать внимание на подобные «аксиомы».
6. Три измерения ментальности.
Один из моих учителей по ТРИЗ Анатолий Гин говорит о трёх измерениях ментальности:
1) Рациональное. Некий идеал, когда мы говорим о том, что в мире всё рационально. Это наше всё, в идеале всё в мире рационально.
2) Культура, ментальность. Это то, что передаётся из поколения в поколение: присказки, поговорки и подобная народная мудрость. Во многом это накладывает ограничения на наше рациональное.
3) Бессознательное (наше подсознание). Это кладезь данных, скопившаяся за миллионы лет эволюции. И этот уровень мы не контролируем. И часто именно он руководит нашим поведением, а не культурные коды или что-то подобное. Поэтому важно стараться отслеживать подобные реакции, их причины и при необходимости их устранять.
Например, школа — одна из самых инерционных систем, где все должно быть только рационально.
7. Нет понимания траектории.
Мозг видит много вариантов и поэтому не знает, куда конкретно идти, у него нет точной траектории. И тогда он начинает говорить нам, что идти и вовсе не нужно! Он хочет освободиться от этих сложностей и трат лишних ресурсов. Поэтому не стоит перегружать наш мозг миллионом вариантов решения. Ему нужно дать один вектор — тогда он с радостью пойдёт по нему (так как будет понимать, что это не столько ресурсозатратно).
8. Жалко терять старое: время, деньги, опыт.
Уверен, предприниматели с опытом меня поймут. Мы вкладываем столько сил, времени, нервов и денег… И если вдруг прогресса нет уже пару лет… Мозг отказывается отпускать то, что стоило ему так дорого. Мы продолжаем реанимировать то, что давно пора было выбросить… Тем самым увеличивая и без того немалую плату за полученный опыт. Старые системы уходят, им на смену приходят новые — это неизбежно! Потому тот, кто не может отпустить своё старое, всегда в проигрыше.
9. Страх последствий.
Мы часто боимся последствий, к чему может привести наше сегодняшнее решение — может, оставить всё, как есть? Но часто наши варианты развития событий взяты из информации вокруг, а не из нашего личного опыта («а вот один друг говорил…»). А если, не дай Бог, представить, что всё это реально может случиться… То и жить страшно будет. Поэтому нужно всегда адекватно оценивать риски.
Знаете, какой вид транспорта опаснее?
10. Результат нужен или нет?
Часто, начиная обсуждать с кем-то конкретные шаги по достижению цели, в голове появляется масса факторов, из-за которых у нас, якобы, не получится… И тогда я задаю резонный вопрос: «Ты вообще хочешь результат?» Если да, то нужно понимать, что есть инерция, заранее её тушить и спокойно идти по намеченному плану.
Хотя, если честно, в ситуациях с горящими дедлайнами ТРИЗ работает безотказно! Потому что времени на инерцию просто нет. Либо мы находим решение и его внедряем, либо всё просто рушится. Но я всё же за «ТРИЗ заранее», чтобы не доводить свой бизнес до агонии, а решать имеющиеся проблемы и сложности до их обострения.
11. Упираемся в одно решение, а оно не работает.
Новые итерации не помогают. Это как продолжать биться головой об стену, чтобы она сломалась. Вроде очевидно, что этот путь неверный, стена не рушится… Но наш мозг продолжает настаивать «бей сильнее, больше»! Хотя нужно просто отойти от стены, оглядеться и понять, что она не такая широкая, и вместо того, чтобы ломиться сквозь неё, можно просто обойти!
Именно для этого и нужен ТРИЗ: чтобы оглядеться и понять, что хватит ужеуб иваться там, где это банально не нужно. Лучше один раз подумать, проложить новую траекторию и ей следовать.
12. Чужие задачи решать легче.
Мы любим решать чужие задачи, потому что там не страшно, нет траты своих внутренних ресурсов, боязни ошибиться и схлопотать важные последствия – ответственности то тоже нет.
К теме предыдущих пунктов народной мудрости: «В своём глазу бревна не видишь, а в чужом замечаешь и соринку». Поэтому мы и тренируемся вначале во многом на учебных задачах: это раскачивает наш мозг, задаёт ему необходимый темп. Потом и к своим задачам переходить легче.
13. Сохранение текущей ситуации гораздо хуже, чем перемены.
Мы часто думаем, что нынешнее положение дел — это наша опора и стабильность. А по факту это «текущее» часто разваливается. Мы как будто стоим на тающей льдине! И вместо того, чтобы принимать конкретные решения, которые нас спасут, надеемся, что лёд снова начнёт нарастать и положение стабилизируется.
Наш мозг, понятно, защищает нас от радикальных изменений, блокируя сильные решения. Но по-любому нужно меняться, иначе льдина растает быстрее, чем мы успеем заметить, а выжить в ледяной воде океана вряд ли будет возможно.
Закончу на пункте номер 13 — как раз к теме неоднозначных культурных установок)))
Важный постулат ТРИЗ — Неразрешимых задач нет
Сделать невозможное возможным — идеально. Если по-прежнему невозможно, надо просто больше времени.
Пример 1: Когда-то люди не могли летать и даже думать никто не смел об этом! Но прошло много лет — и эту задачу решили, изобретя самолёт. Так и сейчас, великие умы бьются над решением разных вопросов.
Пример 2: Вечный двигатель. У нас всплывает в мозгу чаще всего привычный двигатель внутреннего сгорания или то, с чем мы часто сталкиваемся. А вечный двигатель, скорее всего, будет совсем иным, таким, каким сможет его представить себе мозг, свободный от стереотипов. На подобные задачи человечеству просто требуется больше времени.
Пример 3: А сейчас самое интересное! Обожаю эту задачу. Обещайте только сначала сами подумать, а потом уже заглядывать в решение.
Условия задачи. На заводе произошла утечка отходов — они попали в реку. Ниже по течению реки расположен город, где на центральном пляже постоянно купаются люди. Много людей. Нужно сделать так, чтобы люди срочно перестали купаться и ближайшие 2 недели не делали этого вообще! За это время по прогнозам вода должна очиститься.
Были предприняты все возможные меры: об утечке говорили по радио и телевидению (интернета тогда ещё не было), ставили знаки «купание запрещено», но… народ продолжал купаться. Глазом-то не видно ничего, вода и вода…
Подсказка: нужно сделать так, чтобы люди сами не хотели купаться! Просто боялись этого и сами предупреждали других об опасности!
Решение. Как всегда, самое эффективное радио — это ОБС (Одна Баба Сказала)))) Слухи — то, на чём можно быстро возвыситься, но и то, на чём легко быстро упасть, если разговоры идут негативные.
Ответ: наняли двух студентов, одели их в хим.защиту, дали раствор мыльной воды и распылители. Они вышли на берег пляжа и молча стали обрабатывать песок возле воды. Люди на пляже не выдержали и спросили, что они делают. Те сказали, что от собак делают защиту. Те, мол, не знают, что вода отравлена и пьют по ночам, а потом жутко мучаются. Люди после этого 2 недели не подходили к пляжу, что и требовалось сделать.
Поэтому давайте уже убирать свои страхи и преодолевать свою инерцию!
Моя миссия:
– дать максимум пользы каждому из вас!
– сформировать сообщество успешных предпринимателей, которые с помощью ТРИЗ выведут свои компании в ТОП.
Вместе мы сможем всё!
Изучайте ТРИЗ и правильно решайте свои нерешаемые проблемы!
По индивидуальному курсу обучения Бизнес-ТРИЗ, внедрению в компанию, проведению мастер-классов, воркшопов и стратсессий, обучению команд, корпоративному тренингу Бизнес-ТРИЗ на русском и английском языках или услуге по решению нерешаемых проблем бизнеса пишите мне в телеграм https://t.me/Aleksei_Blagikh или на blagih@gmail.com
ТРИЗ-клуб в Telegram: https://t.me/trizbiz
Информация о ближайшем курсе обучения Бизнес-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=54:biznes-triz-uroven-4&catid=13:courses (сейчас действует скидка)
Информация о ближайшем курсе обучения РТВ-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=61:rtv-triz-ab&catid=13:courses
Ютуб-канал Бизнес-ТРИЗ: https://www.youtube.com/channel/UCClLQYrqI2bjZ2k7b8QRc-Q
Читайте также на blagih.ru про ТРИЗ и Бизнес-ТРИЗ
Благодарю за доверие!
Алексей Благих
опубликовано 24.05.2020