ТРИЗ. Терминология
Словарь терминов ТРИЗ:
- ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач. В мире пишут TRIZ, но это уже не аббревиатура, а название системы поиска решений.
- Противоречие — два взаимоисключающих состояния одной и той же системы. Ключевое понятие в ТРИЗ, которое применяется для поиска самых сильных решений. Есть несколько видов противоречий: техническое, физическое, парадоксы, административное.
- Техническое противоречие — два разных состояния системы, при которых один главный параметр улучшается, а другой главный параметр ухудшается. Основная формулировка звучит так: состояние системы должно быть А1, тогда главный параметр Б1 улучшается, но при этом ухудшается главный параметр Б2, и состояние системы должно быть А2, тогда главный параметр Б2 улучшается, но главный параметр Б1 ухудшается. Краткая формулировка звучит так: система должна быть в состоянии А1, чтобы параметр Б1 улучшался, и должна быть в состоянии А2, чтобы улучшался параметр Б2. Например: в отделе продаж должно работать 100 человек, чтобы выполнять план продаж в 1000 товаров в месяц, но при этом повышается фонд оплаты труда до уровня, который не может позволить себе компания. И в отделе продаж должно работать 25 человек, чтобы компания могла себе позволить такой фонд оплаты труда, но при этом не выполняется план продаж в 1000 товаров в месяц.
- Физическое противоречие — система должна быть в состоянии А и должна быть в состоянии НЕ-А. Здесь сталкиваются два крайних состояния системы, например: отдел продаж должен быть, и отдела продаж не должно быть. Либо, склад должен быть, чтобы хранить товары, и склада не должно быть, чтобы не тратить на него деньги.
- Парадокс — обостренное противоречие, доведенное до предела, а порой абсурда. В ТРИЗ есть два способа создания парадоксов: от позитива и негатива, а так же по формуле: чем хуже, тем лучше. Например: рекламная статья максимально насыщена информацией, при этом читается за 2-3 секунды. Или чем больше конкурентов на рынке, тем больше у нашей компании клиентов.
-
Административное противоречие — описание бизнес-задачи, состоящее из 4-х пунктов: система/надсистема/подсистема, проблема, цель, ограничения. Например, надсистема: интернет, клиенты, конкуренты, поисковые системы, видеосервисы, партнёры, законы.
Система: сайт бизнес-планов.
Подсистема: страницы бизнес-планов, страницы оплаты, хостинг, домен, служба поддержки, разработчики, бизнес-планы.
Проблема: чтобы снять такое количество видео, потребуется порядка 4.000.000р. и 3 месяца активной работы. Окупаемость проекта слишком долгая, поэтому становится бессмысленно реализовывать его.
Цель: увеличить конверсию сайта и улучшить его позиции в поисковых системах за счет видео-контента.
Ограничения:
— Только свой видео-контент и только со мной лично.
— С минимальным бюджетом.
— В короткие сроки.
— Легко внедрить на сайт. - Система — непосредственно тот объект, с которым мы в данный момент работаем и который хотим улучшить.
- Подсистема — все те элементы, что входят в систему. Все то, что он в себя включает, и из чего она состоит.
- Надсистема — все те элементы, которые влияют на систему сверху и оказывают на нее существенное влияние.
- Цель — то, что необходимо достичь. Желательно максимально детально, с цифрами, если это возможно.
- Проблема — ключевой фактор, который мешает достижению цели. Легко определить, если задать себе вопросы: за решение какой проблемы вы готовы сейчас заплатить больше всего? О какой проблеме вы думаете постоянно?
- Ограничения — то, куда точно не нужно идти в поисках решения. Обычно это бюджет, время, личные моменты, законы. Это границы, в пределах которых будет идти поиск решения.
- Ресурсы — то, что включает в себя система, подсистема и надсистема. В ТРИЗ наиболее предпочтительно для решения задачи использовать ресурсы подсистемы, так как они самые доступные и дешевые.
- ЗРТС (Законы Развития Технических Систем) — совокупность наиболее общих закономерностей развития технических объектов (конструкции устройств, технологии, организационно-технических мероприятий). Слово «технических» взято из инженерной ТРИЗ, но в целом законы развития относятся к любым система: от животного мира, до социальных взаимоотношений. Все стремится к идеальности.
- Идеальность — общая формула звучит так: Х-элемент отсутствует, но его функция выполняется. Например: отдела продаж нет, но при этом продажи продукта активно растут. Любая система стремится к идеальности, то есть хочет исчезнуть, а свои функции передать в надсистему или другому элементу системы.
- ИКР (Идеальный Конечный Результат) — общая формула звучит так: Х-элемент сам устраняется проблему, которая возникла в нем, при этом не ухудшая ничего вокруг, и продолжая выполнять свои функции. Например: сам клиент перестает отказываться от вашего товара, при этом начинает его рекомендовать другим.
- Изобретательская задача — возникает, когда необходимо найти решение, устраняющее противоречие в системе. То есть требуется что-то изобрести, разрешив противоречие и устранив проблему.
- Исследовательская задача — возникает, когда что-то уже случилось и надо понять, как это произошло. То есть провести исследование и воспроизвести эту ситуацию вновь.
- Решение — возникает, когда либо разрешено противоречие, либо устранена проблема. Не всегда для нахождения решения требуется разрешить противоречие. Все зависит от сложности задачи.
- МПиО (Метод Проб и Ошибок) — классический пример мозгового штурма с перебором вариантов решений. Эффективен только для простых задач. В ТРИЗ есть улучшенная версия Мозговой штурм по ИКР.
- Оператор числовой оси или РВС (Размер, Время, Стоимость) — способ мышления, при котором проводится воображаемый эксперимент через доведение числовых значений до максимума и до минимума. Например: в отделе продаж работает 1 человек, что тогда? А если работает 1 000 000 человек? Ответы на эти вопросы сильно раздвигают рамки границ мышления.
- Многоэкранное мышление — умение видеть не только систему, подсистему и надсистему в настоящем времени, но и в прошлом и будущем. В самом простом варианте это 9 квадратов (3 на 3), где в центре система в настоящем, под ней подсистема в настоящем, над ней надсистема в настоящем. По аналогии слева — прошлое, справа — будущее.
- Психологическая инерция — подробно расписано в статье: https://blagih.ru/psihologicheskaja_inercija_v_triz/
- S-образная кривая — кривая, отражающая развитие системы во времени. На первом этапе идет медленное развитие, на втором резкий рост системы, на третьем замедление, на четвертом спад. Этому закону подчиняются любые системы.
- Сверхэффект — получение дополнительных положительных эффектов при разрешении противоречия. Решение одной серьезной проблемы часто приводит к решению большого количества других проблем.
- Главная функция системы (ГФС) — то, ради чего создана система. Например: отдел продаж, чтобы продавать продукт через общение с клиентом, донося ценность продукта. Отдел маркетинга - чтобы приводить клиентов, показывая продукт через разные каналы коммуникаций.
- Предпринимательская идея — то, что возникло в голове у предпринимателя, но пока не переведено в задачу. То есть существует как гипотеза.
- Диверсионный анализ — применяется как инструмент проверки решения. Необходимо наоборот сломать решение, найти его слабые стороны. Придумать, как ухудшить решение.
- Общая теория сильного мышления (ОТСМ) — предполагает, что за счет постоянного развития мышления есть возможность довести его до идеального.
- Парковка идей — место, куда выгружаются все идеи, возникающие по ходу поиска решений. Важно освобождать голову, чтобы дойти до сильного решения.
- Приёмы разрешения противоречий — набор алгоритмов в ТРИЗ, направленных на поиск способов разрешения противоречий.
- Рабочая зона противоречия — выбирается исходя из главной функции системы и получения максимальной выгоды. Если цель стоит сократить количество человек в отделе продаж, то выбираем ту часть противоречия, где меньше людей работает в компании.
- Причинно-следственный анализ (ПСА) — метод в ТРИЗ, призванный выявить глубинные причины возникновения проблем, а так же ключевые нежелательные эффекты, которые к ним приводят.
- Main Parameter of Value (MPV) - метод в ТРИЗ для выявление главных ценностей на каждом этапе процесса. А так же выявления стэйкхолдеров (заинтересованных в этой ценности). Например: на этапе начисления зарплаты сотрудник хочет получить как можно больше бонусов, а собственник хочет заплатить как можно меньше. Возникает противоречие, которое требуется разрешить.
- План внедрения — объединение всех идей в единую последовательность действий для реализации решения. На этом этапе обычно возникают еще несколько подзадач (дополнительных задач), которые требуется решить, чтобы решение было внедрено.
Список пополняется…
Изучайте ТРИЗ и правильно решайте свои нерешаемые проблемы!
По индивидуальному курсу обучения Бизнес-ТРИЗ, внедрению в компанию, проведению мастер-классов, воркшопов и стратсессий, обучению команд, корпоративному тренингу Бизнес-ТРИЗ на русском и английском языках или услуге по решению нерешаемых проблем бизнеса пишите мне в телеграм https://t.me/Aleksei_Blagikh или на blagih@gmail.com
ТРИЗ-клуб в Telegram: https://t.me/trizbiz
Информация о ближайшем курсе обучения Бизнес-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=54:biznes-triz-uroven-4&catid=13:courses (сейчас действует скидка)
Информация о ближайшем курсе обучения РТВ-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=61:rtv-triz-ab&catid=13:courses
Ютуб-канал Бизнес-ТРИЗ: https://www.youtube.com/channel/UCClLQYrqI2bjZ2k7b8QRc-Q
Читайте также на blagih.ru про ТРИЗ и Бизнес-ТРИЗ
Благодарю за доверие!
Алексей Благих
опубликовано 24.05.2020