ТРИЗ - законы развития систем
Что такое законы развития систем? Это выработанные закономерности на основе анализа огромного количества систем. Изначально их вывел основатель ТРИЗ Г. С. Альтшуллер для технических систем, что позволило любому человеку начать делать изобретения. Брать любую систему, применять к ней закон и улучшать её.
Затем выяснилось, что закономерности отражаются в любых других системах. Например в бизнесе, который так же является системой, в эволюции животного мира, в развитии общества и т.д.
То, что объединило все системы - это их стремление к идеальности. Об этом я подробно рассказывал ранее. Любая система стремится к тому, чтобы исчезнуть, при этом её функции продолжат выполняться. Идеальность достигается в тот момент, когда польза от системы максимальная, а затраты на выполнение её функции минимальны или равны 0. Например, идеальный отдел продаж тот, которого нет, а значит и затрат на него нет, но при этом продажи продукта идут.
Важно, что система должна быть рабочей, то есть содержать в себе достаточное количество компонентов, которые при объединение начинают выполнять требуемую полезную функцию. Это и есть закон полноты системы. Улучшать можно только то, что работает. Самолёт сначала должен был полететь, чтобы затем начать его развивать дальше.
А если рассмотреть бизнес, то это как минимум продукт и тот, кто его продаёт. А если смотреть шире, то сюда попадёт и бухгалтерия, и юристы и еще много других отделов. Всё это компоненты системы бизнес. Часть из них основные, часть вспомогательные, какие-то могут быть вредными, но об этом еще поговорим позже, рассматривая функциональный анализ.
Следующий закон информационной проводимости говорит, что между компонентами системы должна проходить информация. То есть связи должны быть устойчивыми и работать на достижение полезной функции. Например, если бухгалтерия имеет плохую связь с юристами, то это влияет на работу всего бизнеса. Система развивается, когда информационная проводимость в ней растёт, а количество узких мест стремится к 0.
Закон согласования частей систем говорит о том, что все её компоненты должны работать на достижение полезной функции. Если в примере с бизнесом бухгалтерия работает на повышение прибыли, снижая налоги, но при этом юристы составляют договоры так, что компания несёт убытки, то возникает рассогласование компонентов. Требуется сделать так, чтобы все части системы согласованно работали на выполнение полезной функции - получение прибыли. Так же между собой должны быть согласованы надсистемы, система и подсистемы. Но и бывают моменты, когда выгоднее рассогласовать компоненты, если этот устраняет вредный эффект в системе. Например, поменять соседа по парте, посадив молчаливого, вместо болтуна.
Закон неравномерного развития компонентов системы предполагает, что все части развиваются в своём темпе. Например, отдел продаж полностью перешёл на новую программу работы с клиентами, что позволило поднять продажи, но при этом бухгалтерия не успевает обрабатывать документы, или производство перестало успевать в срок сдавать заказы. Возникает противоречие, разрешение которого приводит к качественному росту всей системы. И так продолжается постоянно.
Одним из вариантов развития любой системы, либо его компонентов является переход в надсистему. Когда функция, которую ранее выполняла система, передаётся выше уровнем. Например, компания, чтобы не увеличивать штат в филиалах, принимает решение создать управляющую компанию, которая унифицирует процессы для всех. В итоге часть задач, которые дублировались в каждому филиале, начинает выполнять надсистема в виде управляющей компании.
Закон динамизации говорит о том, что компоненты системы и связи между ними должны быть максимально гибкими, чтобы быстро реагировать на изменения вокруг. Чем лучше и быстрее идёт подстройка под перемены, тем эффективнее работает система в целом. На примере бизнеса - больше решений могут принимать сами отделы, без согласования сверху.
Сюда отлично подходит закон дробления, когда большие и неповоротливые системы начинают разбивать на мелкие. Дробят компанию на отделы, затем отделы разбивают на команды, а внутри команды каждый человек решает конкретные задачи. Или для оптимизации налогов часто выгодно создавать несколько компаний. Примеров можно найти много. Или наоборот, объединяют несколько компонентов системы, если это повышает идеальность системы.
Еще один важный закон - развёртывания и свёртывания любых систем. Изначально идёт наращивание функционала, усложняется процесс управления системой, она становится огромной и сложной. Затем всегда начинается обратный процесс - свёртывание. Убирается всё лишнее, а несколько полезных функций одновременно начинает выполнять один компонент. Это хорошо видно по стартапам, которые на этапе роста очень сильно раздувают штат, чтобы тестировать много гипотез. Но затем, когда становится понятна траектория развития, всё лишнее из системы убирается.
И как бы нам не хотелось, но закон вытеснение человека мы можем наблюдать уже сейчас, когда идёт автоматизация многих процессов. И, что самое удивительное, автоматизируют не самую дешевую силу, как многие думали, нет, это не выгодно, а средний класс, где и платить приходится достаточно и при этом есть постоянный дефицит кадров.
Но главный закон звучит так - любая система стремится к идеальности. И вариантов тут три: повышать пользу, снижать затраты, одновременно повышать пользу и снижать затраты. Хорошо этот закон видно на развитии смартфонов. Функций в них всё больше, а цены снижаются.
Отсюда следует ИКР (Идеальный Конечный Результат) как то, к чему стоит стремиться для достижения идеальности - использовать ресурсы внутри самой системы, так как затраты минимальны, а польза растёт.
Как работают законы?
Сначала идёт оптимизация компонентов, их постепенно улучшение, докрутка. Этот процесс может занимать долгое время, но в итоге система приходит к тому, что меняя параметры одного компонента, начинают снижаться параметры другого, перестаёт хватать внутренних ресурсов подсистем. Например, юристы делают договоры, которые мешают отделу продаж привлекать клиентов. С точки зрения одного отдела всё отлично, но с точки зрения другого идёт просадка. Так и возникают противоречия, которые и призван решать ТРИЗ.
Бывает, что мы упираемся в ограничение надсистем: законы, рынок, экономика. Но и здесь можно найти сильные решения, которые позволяет сделать рывок нашей системы. Хотя на это может потребоваться гораздо больше времени, ведь влиять на надсистему гораздо труднее, но и выгода тогда совсем другая.
Исходя из всего, что написано выше, можно сделать вывод, что любая система развивается закономерно. Наша задача понять, где сейчас самое слабое звено, затем применить наиболее подходящий закон и улучшить систему. Да, как и все решения в ТРИЗ, скорее всего это будет что-то простое и очевидное, но почему-то никто ранее до этого не догадался. Фокусировка и системность позволяют шаг за шагом развивать любую систему, доводя её до идеала.
Предлагаю потренироваться!
Задача 11: Мобильный телефон
На примере мобильного телефона напишите в комментариях, где и как проявляются законы развития систем.
Для задачи беру техническую систему, так как на ней проще просматриваются закономерности её развития. Но вы можете взять любую другую систему и написать примеры законов на её основе.
Изучайте ТРИЗ и правильно решайте свои нерешаемые проблемы!
По индивидуальному курсу обучения Бизнес-ТРИЗ, внедрению в компанию, проведению мастер-классов, воркшопов и стратсессий, обучению команд, корпоративному тренингу Бизнес-ТРИЗ на русском и английском языках или услуге по решению нерешаемых проблем бизнеса пишите мне в телеграм https://t.me/Aleksei_Blagikh или на blagih@gmail.com
ТРИЗ-клуб в Telegram: https://t.me/trizbiz
Информация о ближайшем курсе обучения Бизнес-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=54:biznes-triz-uroven-4&catid=13:courses (сейчас действует скидка)
Информация о ближайшем курсе обучения РТВ-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=61:rtv-triz-ab&catid=13:courses
Ютуб-канал Бизнес-ТРИЗ: https://www.youtube.com/channel/UCClLQYrqI2bjZ2k7b8QRc-Q
Читайте также на blagih.ru про ТРИЗ и Бизнес-ТРИЗ
Благодарю за доверие!
Алексей Благих
опубликовано 07.01.2020