ТРИЗ: метод парадоксов
Что такое парадоксы? В простом понимании - это то, что не укладывается у нас в голове. То, что не может существовать в принципе.
Парадоксы исходят из противоречий, обостряя их до предела. От парадоксальных формулировок наш мозг впадает в ступор, но нам как раз это и требуется. Запускаются дополнительные механизмы мышления, начинают строиться новые нейронные связи, что постепенно выводит нас на сильные решения задачи.
В ТРИЗ парадоксы ввел один из моих учителей - Сергей Фаер. То, что этот метод отлично работает я неоднократно убеждался на своей практике. Эффект такой же, как и от формулирования противоречия - приходит решение, которое находится за пределами проблемы. Ещё Эйнштейн говорил, что невозможно решить проблему на том уровне, где она возникла. Парадоксы как раз становятся той лестницей, ведущей на новый уровень.
Например, появилась проблема брака на производстве. Либо необходима система контроля качества услуг, иначе возникают ошибки и недовольные клиенты. Давайте подумаем, а когда не надо ничего контролировать? Когда исключена вероятность ошибки! Как это возможно? А так: система сама себя контролирует. Работает знакомый нам из ТРИЗ оператор ИКР.
А парадокс может звучать так: мы ничего не контролируем, но контроль осуществляется на 100%, исключая брак или оказание некачественной услуги. Да, в этот момент, как и говорил, что-то щелкает в голове. Ниже я опишу, как с этим работать дальше и разрешать парадоксы.
Формула сильных решений включает в себя:
- ИКР
- Идеальность
- Парадоксы
Сложив их вместе, мы гарантированно направляем наше мышление в ту сторону, где нас ждёт заветное решение. Мы достигаем цель, которую себе поставили в задаче, при этом минимальными ресурсами.
Мне нравятся парадоксы тем, что как только их находишь, сразу понимаешь, что разрешив их, точно выйдешь на интересное решение. В зависимости от сложности задачи, это может быть уже что-то известное, но мы об этом не вспомнили или не догадались, а может быть совсем новое, что сделает, например, наш бизнес конкурентнее на рынке. И пока конкуренты будут кусать локти, мы будем пользоваться своим ноу-хау.
Где применять парадоксы?
Нет никаких ограничений. Опыт показывает, что парадоксы очень хорошо работают в маркетинге, в организационных и технических задачах. Там, где требуются управленческие решения, либо необходимо что-то улучшить - качество, бизнес-процессы и т.д. Границы применения лежат в основе компетенций экспертной группы. Так что, расширяя группу, мы фактически расширяем область применения парадоксов для решения задач.
Расширенная идеальность
В формуле парадоксов я говорил про Идеальность. Она уже знакома вам из других уроков по ТРИЗ, но здесь я дополню её, что придаст ей еще больше силы.
Расширенная идеальная система - это та система, которой нет, но максимальное количество функций выполняется качественно и без затрат времени.
Ключевое отличие, что в одну систему мы сразу помещаем множество функций, а не одну, как в классической формуле. Например, наша рекламное объявление призвано привлечь внимание к товару, но одновременно оно продвигает наш бренд, делает конкурентов неинтересными для клиентов, вызывает позитивную эмоцию у клиента и т.д. Чем больше функций, тем идеальнее система.
Парадоксы от позитива и негатива
Чтобы сформулировать парадоксы, используем 5 шагов:
- Определяем идеальный объект или систему исходя из функции, которую они выполняют + формулируем ИКРы (предварительно выявив ресурсы, которые у нас есть)
- Перечисляем весь негатив: затраты, сбои, потери и т.д.
- По негативу формулируем противоречие + доводим его до предела, до абсурда (парадокс от негатива)
- Перечисляем позитив: прибыль, выгода, сверх-эффекты, результаты и т.д.
- Доводим позитив до предела, до абсурда (парадокс от позитива)
На выходе у нас получается список идей, которые приводят нас к генерации сильных решений для нашей задачи.
На примере разберём все 5 шагов
У нас стоит задача избавиться от очередей в магазине. При этом нет возможности ставить еще кассы и нанимать продавцов.
Рассматривать будем систему "касса", где и возникает проблема.
Шаг 1: Определяем идеальный объект или систему + формулируем ИКРы
- Кассы нет, но оплата за товары легко и удобно проходит
- Продавца нет, но клиенты легко оплачивают товар
- Клиенты сами избавляют себя от стояния очереди
- Продавцы сами делают так, что очередей нет
- Касса сама делает так, что очередей нет
- Сканера нет, но все товары пробиваются и считываются
- Тележки или корзины нет, но клиенты берут много продуктов и моментально пробивают их
- Сама тележка или корзина пробивают продукты и принимают оплату
и т.д.
Шаг 2: Перечисляем весь негатив
- Клиенты жалуются на очереди
- Клиенты теряют время
- Магазин теряет прибыль, так как клиенты не хотят стоять в очередях
- Люди оставляют тележки с продуктами прямо в очереди
- Продавцы ошибаются при сканировании товара
- Продавцы долго пробивают товар
- Продавцы тратят время на упаковку
- Банковский терминал медленно работает
и т.д.
Шаг 3: Парадокс от негатива
- Клиенты жалуются на очереди, но с удовольствием стоят в них
- Клиенты теряют время, но хотят стоять в очередях еще больше
- Магазин теряет прибыль, но при этом зарабатывает больше
- Люди оставляют тележки в очереди, но уходят с продуктами
- Продавцы ошибаются при сканировании, но все продукты пробиваются верно
- Продавцы долго пробивают товар, но для клиента это происходит мгновенно
- Продавцы тратят время на упаковку, но для клиента это происходит мгновенно
- Банковский терминал работает медленно, но оплата проходит мгновенно
Шаг 4: Перечисляем позитив
- Люди получают качественный товар по выгодной цене
- Магазин находится близко, люди не тратят время на дорогу
- Люди получают большой выбор товаров
и т.д.
Шаг 5: Парадокс от позитива
- Люди получают качественный товар по выгодной цене, при этом экономят и рассказывают о магазине другим
- Магазин находится так близко, что люди не могут не зайти в него
- Люди получают большой выбор товаров, что резко повышает их лояльность к магазину
В итоге мы выписываем всё, что сформулировали на 1-ом, 3-ем и 5-ом шагах, объединяя пункты в один список. Я думаю, что когда вы читали пример, у вас уже начали приходить идеи для решений. У меня родилось как минимум 10, пока готовил задачу. И еще много придёт постепенно, в течение 2-3-х дней, когда сознание и бессознательное обработают информацию.
А теперь ваша очередь потренироваться, решая задачу
Задача 12:
На крупном предприятии есть проблема опоздания на работу. Штрафы не помогают, люди все равно опаздывают. Попробуйте, используя все 5 шагов, сформулировать идеи, а затем и решения для данной задачи.
Изучайте ТРИЗ и правильно решайте свои нерешаемые проблемы!
По индивидуальному курсу обучения Бизнес-ТРИЗ, внедрению в компанию, проведению мастер-классов, воркшопов и стратсессий, обучению команд, корпоративному тренингу Бизнес-ТРИЗ на русском и английском языках или услуге по решению нерешаемых проблем бизнеса пишите мне в телеграм https://t.me/Aleksei_Blagikh или на blagih@gmail.com
ТРИЗ-клуб в Telegram: https://t.me/trizbiz
Информация о ближайшем курсе обучения Бизнес-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=54:biznes-triz-uroven-4&catid=13:courses (сейчас действует скидка)
Информация о ближайшем курсе обучения РТВ-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=61:rtv-triz-ab&catid=13:courses
Ютуб-канал Бизнес-ТРИЗ: https://www.youtube.com/channel/UCClLQYrqI2bjZ2k7b8QRc-Q
Читайте также на blagih.ru про ТРИЗ и Бизнес-ТРИЗ
Благодарю за доверие!
Алексей Благих
опубликовано 12.01.2020