Как найти ключевую проблему бизнеса?
Общаясь с предпринимателями, я заметил очень важную особенность. У одних всё хорошо и проблем нет (правда не понятно, за счет чего они развиваются), у других сплошные проблемы и не ясно, за что браться.
В первом случае - это либо полное отрицание проблем, либо и правда человек их не видит. В любом случае, когда начинаешь анализировать ситуацию глубже, то проблемы проявляются. А дальше остаётся проанализировать их важность, выбрать ключевые и браться за решение.
Во втором случае немного наоборот. Проблем слишком много, но в реальности есть несколько ключевых, которые и надо решать. Помогает их найти анализ и погружение в ситуацию.
Как выявлять ключевые проблемы?
Методика простая, но действенная. Используем три вопроса:
- О чем вы думаете постоянно? (возможно несколько лет, периодически возвращаясь к проблеме). Здесь обычно и находится та самая "нерешаемая проблема".
- За решение какой проблемы вы готовы заплатить сейчас больше всего?
- Зачем вам решать именно эту задачу? Что даст вам решение? (это на случай, если уже есть задача)
Эти три вопроса фокусируют наше мышление на тех моментах, которые действительно важны. Так и выявляются ключевые проблемы, решение которых принесёт максимальную выгоду.
Но есть нюанс...
В 90% случаев озвучивается проблема, а вместе с ней идея, как её решить. Но почему-то не получается осуществить это решение уже много лет. И, раз можно решить любую задачу, даже нерешаемую, то решатель берётся за неё. Тут и возникает основная ошибка.
Необходимо сначала прояснить, а ЗАЧЕМ решать эту задачу? Точно ли она решает проблему или это только кажется? Через несколько итераций ЗАЧЕМ, можно выйти на то, что на самом деле волнует клиента. И может оказаться, что нет смысла решать эту задачу, так как в результате она не решит ключевую проблему.
Например, есть проблема подбора персонала: не хватает квалифицированных кадров.
Клиент говорит, что надо просто придумать креатив, тогда они и появятся. То есть он придумал решение, которое, как ему кажется, сработает. Но, когда задаём вопрос ЗАЧЕМ, то выясняется, что у него на производстве есть конкретные нерешенные проблемы. Если копнуть еще глубже - ЗАЧЕМ решать эти проблемы на производстве, то может выясниться, что половина из них уже не актуальна вовсе, а вторая решается не кадрами, а обновлением техники или использованием других ресурсов в системе (здесь уже обращаемся к ТРИЗ).
Итого, начали с кадров, а пришли к технико-организационной задаче. Поэтому крайне важно прояснять всю ситуацию до конца, чтобы не тратить время на решение ненужных задач.
Есть хорошая мудрость: не страшно неправильно решать правильную задачу. Гораздо страшнее правильно решать неправильную! Если в первом случае ошибку легко заметить, то во втором это практически невозможно сделать.
Многозадачность
Самое интересное, что до сих пор многие отстаивают идею, что многозадачность гораздо эффективнее, чем выполнять задачи по одной. Различные эксперименты показали, то фокусировка на одной задаче гораздо эффективнее, чем попытка параллельно делать что-то еще.
Например, попробуйте посчитать от 1 до 33, затем произнести алфавит от А до Я, а после совместить задачи: А1, Б2, В3... Я33. И сравните время и усилия, которые вам потребовались на выполнение двойной задачи и если её разделить.
Поэтому все крупные компании отказались от попыток нагрузить сотрудников большим количеством задач, а стали давать их последовательно. Качество исполнения, скорость и результаты стали гораздо лучше.
Всё таки в приоритете именно результат, а не 100% загрузка людей задачами в их рабочее время.
Важность анализа
Ещё очень важно иметь время на анализ задач и их пересмотр. Иначе можно попасть в ловушку, когда долгое время работаешь над чем-то, а потом оказывается, что это уже никому не нужно.
Либо нам кажется, что задача важная, но мы не убедились, что так же думают ключевые стэйкхолдеры (те, кто заинтересован в результате). Прежде, чем браться за решение, необходимо провести спокойный и глубокий анализ.
Что ещё мешает найти проблему?
Чаще всего страхи и психологическая инерция. Признание проблемы и постановка задачи - это ответственность, с которой необходимо жить. Далеко не каждый готов постоянно повышать свой уровень ответственности, но без этого и не будет роста.
Либо мы катим по инерции, а становится только всё хуже и хуже. И парадокс - чем хуже, тем лучше уже никак не помогает. Необходимо вовремя увидеть проблему, и начать её решать, преодолевая страхи, а не держаться на старую модель, которая уже не работает.
Подзадачи
В ТРИЗ применяется подход подзадач, когда одна большая задача разбивается на много мелких, которые решить проще и дешевле. Нашему мозгу на такие задачи требуется гораздо меньше энергии, поэтому он легче соглашается работать с ними. Чем сильнее мы раздробили задачу, тем с большей вероятностью мы её решим.
И важно, что порой решение всего одной подзадачи устраняет всю проблему целиком. Как в примере выше - небольшое обновление оборудования может привести к тому, что уйдёт проблема с подбором персонала.
На примерах своих задач покажу, как это делается:
1. Видео для БиПлана
Изначально я поставил себе большую задачу - записать 250 видео. Но после, когда задал себе несколько раз вопрос ЗАЧЕМ, то понял, что мне и моим клиентам совсем не надо столько информации, это избыточно. И главная идея - это поднять продажи, то есть получить результат. Для этого достаточно описать в одном видео все важные аспекты бизнес-планов в целом, а не конкретно каждого.
Таким образом, одна большая задача превратилась в мини-задачу по записи всего одного видео. Проблема была решена.
2. Клуб ТРИЗ
До того, как появился клуб, была идея обучать людей ТРИЗ на интенсивных курсах. Реализация оказалась очень сложной, так как ТРИЗ сам по себе очень объёмный, и требуется время, чтобы его хорошо понять.
Сначала я пробовал решать все задачи, оставаясь в рамках идеи интенсива, но с каждым шагом понимал, что здесь что-то не так.
Я задумался и задал себе вопрос - ЗАЧЕМ мне это? И сформировался ответ - для создания команды траблшутеров, способных решать нестандартные задачи по всему миру (с 2015 года это считается ключевой компетенцией в мире, за которую готовы платить больше всего). И я понял, что лучше обучение будет постепенным, но его качество будет гораздо выше. Так и появился клуб, в котором просто не возникло тех задач и проблем, которые были при интенсиве. Хотя, к этой идее я еще вернусь, но чуть позже и уже через практику решения реальных бизнес-задач.
Главные выводы
- выявляем ключевые проблемы, используя три вопроса
- решаем только те из них, которые дают результат
- большие задачи дробим на мини-задачи
А теперь ваша очередь потренироваться
Задача 15:
Попробуйте задать себе три вопроса и выявить те самые проблемы или задачи, от решения которых вы можете получить максимальный эффект.
- О чем вы думаете постоянно? (возможно несколько лет, периодически возвращаясь к проблеме)
- За решение какой проблемы вы готовы заплатить сейчас больше всего?
- Зачем вам решать именно эту задачу? Что даст вам решение? (на случай, если есть задача).
Стоит вам сфокусировать мышление, как вы сильно продвинетесь к решению ключевой проблемы.
Возможно, что придёт какое-то решение сразу, либо задействуете уже ранее пройденные инструменты ТРИЗ, найдя сильно решение.
И помните, что получается только у тех, кто делает!
Изучайте ТРИЗ и правильно решайте свои нерешаемые проблемы!
По индивидуальному курсу обучения Бизнес-ТРИЗ, внедрению в компанию, проведению мастер-классов, воркшопов и стратсессий, обучению команд, корпоративному тренингу Бизнес-ТРИЗ на русском и английском языках или услуге по решению нерешаемых проблем бизнеса пишите мне в телеграм https://t.me/Aleksei_Blagikh или на blagih@gmail.com
ТРИЗ-клуб в Telegram: https://t.me/trizbiz
Информация о ближайшем курсе обучения Бизнес-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=54:biznes-triz-uroven-4&catid=13:courses (сейчас действует скидка)
Информация о ближайшем курсе обучения РТВ-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=61:rtv-triz-ab&catid=13:courses
Ютуб-канал Бизнес-ТРИЗ: https://www.youtube.com/channel/UCClLQYrqI2bjZ2k7b8QRc-Q
Читайте также на blagih.ru про ТРИЗ и Бизнес-ТРИЗ
Благодарю за доверие!
Алексей Благих
опубликовано 03.02.2020