Какие задачи решает ТРИЗ?
Какие задачи решать: свои или клиентов?
Частый вопрос от тех, кто только начинает осваивать траблшутинг и ТРИЗ. И он всегда остается открытым, так как зависит от ситуации.
Я решаю как задачи своего бизнеса, так и задачи моих клиентов. В каждый момент времени в работе у меня несколько задач, что позволяет переключаться между ними и не зацикливаться на чем-то одном.
Например, если решать только свои задачи, то можно легко потратить несколько недель на одну задачу. Это не продуктивно. А если параллельно взять еще несколько задач, но из других сфер, это позволяет задействовать другие нейронные связи, и дать мозгу отдохнуть от вашей текущей задачи, чтобы уже затем выдать по ней решение.
Получается некий котёл, куда заходят задачи, а затем выходят решения. И чем больше ингредиентов, тем выше качество. Парадокс? Да, так и есть. Чем больше задач и загрузка, тем лучше решения.
Поэтому имеет смысл находить баланс между своими задачами и задачами клиентов.
Типы задач в ТРИЗ
Выделяют два типа задач: изобретательские и исследовательские.
К изобретательским относятся те задачи, где мы имеем какую-то проблемную ситуацию, хотим что-то улучшить, но не знаем как это сделать. Сюда относится большинство бизнес-задач. Например, как снизить затраты на логистику товара или необходимо срочно увеличить продажи, чтобы выполнить план.
Но бывают еще исследовательские - это когда что-то происходит, но мы не понимаем почему. Например, на одном из шагов воронки продаж резко отваливаются клиенты. Мы можем решать эту задачу как изобретательскую, делать анализ, находить противоречия, разрешать их, а можем пойти иначе - попробовать добиться этого эффекта самостоятельно!
Есть в ТРИЗ инструмент - диверсионный анализ. Наша задача не улучшить воронку, а наоборот, придумать решения, которые сломают ее, снизят проходимость клиентов по ней. Задаем себе вопрос: как сделать так, чтобы на данном шаге воронки клиенты отваливались. И чем больше отваливается, тем лучше. Проводим таким образом своеобразное исследование или стресс-тест воронки продаж.
Такой подход позволяет изменить угол зрения, и направить своё мышление на поиск совершенно других решений. И, как показывает практика, получается очень быстро найти узкие места системы, которые ранее были не замечены. Соответственно, устраняя их, решаем первичную задачу.
Большинство задач будут изобретательские, но если видите возможность применить вариант исследовательской, то имеет смысл попробовать и его.
Уровни задач
Градация общая: стандартные и нестандартные. К стандартным относится всё, на что уже есть инструкции к действию. Необходимо взять и сделать, тогда задача будет решена. Тут в основном ТРИЗ не нужен. Скорее дисциплина и время. Бери скрипты, сделай 100 звонков в день, и будет 1 продажа.
Всё начинается, когда возникают нестандартные задачи. В них старые методы уже не работают, поэтому такие задачи часто откладывают подальше, маркируя как нерешаемые. Вот тут и приходит на помощь ТРИЗ!
Весь арсенал ТРИЗ заточен под решение нестандартных задач (их еще называют открытые задачи). В них нет однозначно правильного ответа. Никто заранее не знает решение, но Траблшутер, когда берется за такую работу, используя ИКР, может спрогнозировать, где именно будет сильное, красивое решение. И все силы направляются уже туда, потому что вектор известен, осталось докопаться до истины, и клад будет найден!
Внутри нестандартных задач чаще всего сидят противоречия. И чем они сильнее, тем выше будет эффект от решения.
Важно отметить, что нестандартные задачи бывают комплексные и трудные.
Комплексные задачи состоят из множества подзадач, в которых находятся противоречия. Могут быть десятки и сотни противоречий, которые мешают решению задачи. Но далеко не все требуется решать. Об этом подробнее рассказываю в курсе бизнес-ТРИЗ и показываю на примере инструмента RCA+ (Причинно-конфликтный анализ).
Трудная задача - это фактически одна, но без решения которой никуда не сдвинуться. Обычно такие задачи возникают в технических сферах и упираются в физические противоречия. Но и они решаемы. Об этом буду также рассказывать в следующих уроках.
Отличие идей от идей решений
Это очень важный момент, потому что инструментов как найти тысячи идей существует огромное множество. Порой они дают результат, но чаще всего для стандартных задач, где достаточно классического мозгового штурма. При этом они не решают проблему до конца, далеки от идеальности и в целом больше похожи на компромисс.
Идеи решений соответствуют 5 критериям:
- решение проблемы близко к 100%
- разрешено противоречие
- минимальные затраты
- нет нежелательных эффектов, либо они устранены
- есть сверхэффекты
В бизнес-ТРИЗ принято находить именно идеи решений. Их гораздо меньше, чем после мозговых штурмов, но зато они решают задачу, которая была поставлена, а не пытаются временно купировать проблему.
Если представить поле решений как круг, который содержит в себе 100% идей, то 95% из них - это просто идеи, которые ничего не дадут. А 5% - это идеи решений, среди которых есть 1% тех, которые наилучшим образом соответствуют 5 критериям, а значит будут с большей вероятностью внедрены. Такие решения называются идеальными.
Boston Consulting Group подсчитали, что для того, чтобы найти идею решения, необходимо перебрать от 3 до 5 тысяч идей. Траблшутер не может себе позволить тратить на это время, поэтому сразу отсекает отсюда 95% лишнего за счет ТРИЗ, и работает уже с теми 5%, которые и дадут результат.
Бизнес-ТРИЗ - инструмент Траблшутера
Бизнес-ТРИЗ позволяет решать задачи, которые висели годами, приносили убытки и считались нерешаемыми. В каждом бизнесе, если провести анализ, можно найти такие задачи. А после их решения, можно получить 2-3-х кратный рост в короткие сроки. Именно об этом мечтают многие бизнесмены. Но только мечтают, а те, кто знает Бизнес-ТРИЗ, уже воплощают.
Задачи, которые есть в клубе, направлены на тренировку навыков ТРИЗ. Их можно решить и перебором, угадать или найти решение, используя свой опыт. Но их цель другая - отточить навыки применения инструментов ТРИЗ, чтобы в момент решения реальных задач вы были готовы ко всему.
Реальные задачи гораздо сложнее и запутаннее, чем учебные. Но, благодаря тому, что есть отлаженные и проверенные годами методики бизнес-ТРИЗ, они решаются. И решаются очень быстро, при этом давая поразительные эффекты!
Итого
- Решайте как свои задачи, так и задачи ваших клиентов
- Рассматривайте задачу и как изобретательскую и как исследовательскую
- Решайте нестандартные задачи, так как в них самый высокий потенциал
- Находите через бизнес-ТРИЗ идеи решений, а не генерируйте поток простых идей.
Продолжаем тренировки навыков ТРИЗ!
Задача 21: Системы отопления
Есть небольшая компания из 12 человек, включая директора. Все сотрудники - инженеры, работающие на монтаже и проектировании систем отопления (как небольших, так и промышленных). Отдела продаж нет, и нет на него бюджета, но при этом требуется обеспечить поток клиентов.
Компания является дочерней. Сверху есть крупный магазин, который продает системы отопления, но при этом нет никакой синхронизации баз клиентов. И не известно, сделают ее или нет, так как для инвесторов основной заработок - это продажи в магазине.
Директор монтажной компании хочет доказать инвесторам, что может приносить больше прибыли. Тогда ему выделят бюджет на развитие.
Требуется в текущих условия резко поднять продажи услуг.
- Надсистема: инвесторы, магазин, клиенты, конкуренты
- Система: компания по монтажу систем отопления
- Подсистема: инженеры, директор, склад, офис
Проблема: отсутствует бюджет на продвижение
Цель: резко поднять продажу услуг компании (на 50-100%) в течение 3-х месяцев.
Ограничения:
- Быстрое решение
- С минимальным бюджетом (5-10 тыс.р)
- Нельзя нанимать сотрудников
Используйте ресурсы системы, подсистем и надсистем, чтобы найти Идеальное решение или идеи решений.
Полезные инструменты Траблшутера: ИКР, Идеальность, Системный оператор, Противоречия.
Изучайте ТРИЗ и правильно решайте свои нерешаемые проблемы!
По индивидуальному курсу обучения Бизнес-ТРИЗ, внедрению в компанию, проведению мастер-классов, воркшопов и стратсессий, обучению команд, корпоративному тренингу Бизнес-ТРИЗ на русском и английском языках или услуге по решению нерешаемых проблем бизнеса пишите мне в телеграм https://t.me/Aleksei_Blagikh или на blagih@gmail.com
ТРИЗ-клуб в Telegram: https://t.me/trizbiz
Информация о ближайшем курсе обучения Бизнес-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=54:biznes-triz-uroven-4&catid=13:courses (сейчас действует скидка)
Информация о ближайшем курсе обучения РТВ-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=61:rtv-triz-ab&catid=13:courses
Ютуб-канал Бизнес-ТРИЗ: https://www.youtube.com/channel/UCClLQYrqI2bjZ2k7b8QRc-Q
Читайте также на blagih.ru про ТРИЗ и Бизнес-ТРИЗ
Благодарю за доверие!
Алексей Благих
опубликовано 10.04.2020