ТРИЗ: мозговой штурм по ИКР
ТРИЗ: Мозговой штурм по ИКР (Идеальный Конечный Результат)
Главное отличие от классического мозгового штурма заключается в операторе ИКР, который сразу фокусирует наше мышление в сторону правильного решения. Тем самым удается избежать ловушки генерации бессмысленных идей, которая присуща классическому методу проб и ошибок. Мы не перебираем одну идею за другой, а с каждой новой мыслью гарантированно приближаемся к решению.
Это не значит, что простой перебор - это плохой способ. Если хватает перебрать 10 идей, чтобы найти решение, которое нам подходит, то стоит его применять. Проблема возникает тогда, когда перебирать приходится сотни или тысячи идей. Это огромная потеря времени и ресурсов.
Есть и сходство с мозговым штурмом - это наличие модератора и как минимум двух участников самого штурма. Модератор следит, чтобы группа двигалась в нужном направлении, не уходя от цели задачи, а так же может периодически брать на себя роль участника. Плюс модератор следит за тем, чтобы соблюдался алгоритм.
Сами же участники внимательно слушают друг друга и модератора, чтобы в творческом порыве не забыть, что решается конкретная задача.
Алгоритм мозгового штурма по ИКР в ТРИЗ:
- цель: какой результат мы хотим получить на выходе, желательно в цифрах
- проблема: почему мы до сих пор не достигли цели. О чем вы постоянно думаете или то, за решение чего вы готовы заплатить больше всего
- ограничения: бюджет, время, законы и все, из-за чего мы точно не сможем реализовать нашу идею
- ресурсы: то, что у нас уже есть в системе. Чем дешевле они нам обходятся, тем лучше решения
- КАК + ИКР: генерация идей
- анализ, классификация, доштурмовка: структурируем идеи и смотрим, в каких направлениям нам стоит доштурмить
- решения в лоб
- поиск противоречий
- разрешение противоречий
- внедрение + подзадачи
Где брать ресурсы?
НСП (Надсистема, Система, Подсистема)
Именно здесь мы и находим ресурсы. Анализируем то, что у нас уже есть в системе, а так же то, что есть в надсистеме (куда входит наша система).
Например, бизнес как система, включая в себя сотрудников, офис, бизнес-процессы. А его надсистема, куда он входит, это конкуренты, клиенты, страна.
И вот, мы подготовили почву, чтобы начать генерировать идеи, теперь важное правило - никакой критики. Практика показывает, что самые странные, а порой безумные идеи оказываются на деле теми самыми решениями, которые мы искали.
Критика же способна легко остановить творческий процесс, тем самым снизив эффективность мозгового штурма.
Теперь включается сила оператора ИКР. Мы используем формулу:
КАК + сам РЕСУРС помогает нам достичь ЦЕЛИ.
Например, КАК сами КОНКУРЕНТЫ помогают нам УВЕЛИЧИТЬ ПРИБЫЛЬ.
Исходя из этой формулировки начинается генерация идей. Все обязательно фиксируется, чтобы потом можно было легко вернуться. Пока нет обсуждения идей, а идет только генерация.
Затем мы объединяем полученные идеи в группы. Например, это относится к продажам, это маркетинг, это бухгалтерия и т.п. Смотрим, какие разделы у нас имеют малое количество идей (меньше 3) и добиваем их отдельно.
Теперь, когда у нас есть идеи, переходим к решениям. Смотрим, какие идеи можем внедрить сразу, без каких-либо проблем.
Остаются те, где есть НО, а значит внутри сидит противоречие. Об этом подробно рассказывал в видео про инструмент ITB. Так же рассматривал,. как решать противоречия. Всё это описано в клубе.
И в завершении, когда мы уже разрешили все противоречия, теперь пробуем мысленно внедрить наши решения. Гарантированно столкнемся с тем, что не все так просто. Возникнут подзадачи, которые потребуется решить.
Гораздо дешевле провести мысленный эксперимент, чем узнать о проблемах на практике. Подзадачи так же решаются по алгоритму. Обычно 2-3 итерации позволяют окончательно дорешать задачу.
На примере реальной задачи из бизнеса о граните в клубе тренируемся, как применять мозговой штурм по ИКР.
Задача 8: Гранит
Используя метод мозгового штурма по ИКР из видео, предложите свои идеи и решения.
1. НСП (Надсистема/Система/Подсистема):
Надсистема: поставщики камня из-за границы, местные карьеры, конкуренты, клиенты, дизайнеры, производства по обработке камня
Система: компания по продаже изделий из гранита
Подсистема: личные связи, знания владельца, репутация
2. Проблема:
Конкуренция на рынке производства деталей интерьера из гранита достигла пика, поэтому работать маленькой фирме не выгодно. Усугубляет все сезонность.
3. Цель:
Выйти на стабильный заработок в рублях (сумма не обозначена, но для примера возьмем 500 тыс. р чистой прибыли в месяц)
4. Ограничения:
Нет своего производства, исключается ритуальный бизнес, нет финансов на продвижение, нет постоянных клиентов
Все элементы подсистемы и надсистемы - это ресурсы. При этом можно еще находить ресурсы внутри самих элементов.
Генерация идей: КАК + ИКР
- Как личные связи сами помогут выйти на стабильный доход
- Как знания владельца сами помогут выйти на стабильный доход
- Как поставщики камня сами помогут выйти на стабильный доход
- Как местные карьеры сами помогут выйти на стабильный доход
- Как конкуренты сами помогут выйти на стабильный доход
- Как клиенты сами помогут выйти на стабильный доход
- Как дизайнеры сами помогут выйти на стабильный доход
- Как производства по обработке камня сами помогут выйти на стабильный доход
Если вы видите еще ресурсы, то смело используйте их!
Изучайте ТРИЗ и правильно решайте свои нерешаемые проблемы!
По индивидуальному курсу обучения Бизнес-ТРИЗ, внедрению в компанию, проведению мастер-классов, воркшопов и стратсессий, обучению команд, корпоративному тренингу Бизнес-ТРИЗ на русском и английском языках или услуге по решению нерешаемых проблем бизнеса пишите мне в телеграм https://t.me/Aleksei_Blagikh или на blagih@gmail.com
ТРИЗ-клуб в Telegram: https://t.me/trizbiz
Информация о ближайшем курсе обучения Бизнес-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=54:biznes-triz-uroven-4&catid=13:courses (сейчас действует скидка)
Информация о ближайшем курсе обучения РТВ-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=61:rtv-triz-ab&catid=13:courses
Ютуб-канал Бизнес-ТРИЗ: https://www.youtube.com/channel/UCClLQYrqI2bjZ2k7b8QRc-Q
Читайте также на blagih.ru про ТРИЗ и Бизнес-ТРИЗ
Благодарю за доверие!
Алексей Благих
опубликовано 23.12.2019