Приемы ТРИЗ в начальной школе с примерами
Если внимательно посмотреть на школьную программу обучения в настоящее время, то становится очевидным, что она несколько устарела. И не потому, что у доски стоят педагоги старой закалки, а потому, что вся система образования у нас построена на заучивании готовых фактов. Но всем известно, что факты имеют свойство устаревать, а их количество стремится к бесконечности. В итоге дети выходят во взрослую жизнь с багажом устаревшей информации, ни коем образом не применимой к современным условиям.
Что же дает решение задач ТРИЗ в школе? Дети учатся мыслить, анализировать, делать выводы. На уроках ребята проводят анализы, выделяют проблему и коллективно ищут решение.
Использование ТРИЗ в начальной школе дает более продуктивный результат, чем последующее введение элементов в среднем звене. Только попадая за парту, ребенок еще не знает, как правильно учиться, и это то самое время, когда стоит вводить ТРИЗ задачи для младших школьников. Дети легко подхватывают инициативу учителя и с радостью включаются в работу.
Упражнения ТРИЗ для школьников
Рассмотрим несколько приемов, которые можно использовать, как в начальной школе, так и на протяжении всего периода обучения.
- «Предмет – имя – значение» - прием, позволяющий глубоко рассмотреть составные элементы изучаемого объекта и проанализировать их значение. Задание применимо на таких уроках, как окружающий мир, русский и иностранный языки, информатика.
- «Да – нет». Детям очень нравится эта игра. Позволяет конкретизировать вопросы таким образом, чтобы ответить можно было только да, или нет. Применима абсолютно на любом уроке, или внеклассном мероприятии.
- «Морфологическая копилка» - прием разработан для создания информационного багажа, из которого строятся определения лингвистических и математических понятий. Методика универсальна и может быть использована на любом школьном предмете. К примеру, на уроке русского языка дети собирают багаж из частей слов, а после формируют из них новые слова. На уроке литературы можно копить метафоры, фразеологизмы, эпитеты и прочее. Окружающий мир предоставит для нашего багажа виды животных, растений, грибов и еще много всего интересного.
- «Системный лифт» - прекрасный прием, обучающий анализу. Основная цель – выделение частей исследуемого предмета и рассмотрение их как части другого, более крупного объекта, включающего в себя этот. Например, русский язык – стол-столешница-подстолье. Окружающий мир – хвоя-сосна-сосновый бор.
- «Составление плана» - все устные предметы.
- «Метод маленьких человечков» - достаточно интересный прием, предлагающий представить, что во всем, что нас окружает, живут маленькие человечки – твердые, жидкие и воздушные. Они помогают нам ознакомиться с внутренней структурой окружающих предметов, тел и явлений.
Программа ТРИЗ для школьников разрабатывается таким образом, чтобы предметы пересекались между собой. Такой подход активизирует мозговую активность, заставляет детей сравнивать, анализировать, искать разницу и совпадения.
В итоге дети получают все те же необходимые общие знания, но совершенно иным, опытным путем. А значит и результат усвоения полученных знаний более продуктивный. И опыт применения их в реальной жизни также приобретен в период обучения.
Вступайте в международный бизнес-клуб ТРИЗ и получайте самую актуальную информацию раньше других. Изучайте ТРИЗ и решайте нерешаемые задачи!
ТРИЗ-клуб в Telegram: https://t.me/trizbiz
Информация о ближайшем курсе обучения бизнес-ТРИЗ размещена на сайте: http://xtriz.com/online_bm_triz_level1_ru (сейчас действует скидка)
Информация о ближайшем курсе обучения ТРИЗ-РТВ размещена на сайте: http://www.xtriz.com/online_rtv_ru
По вопросам участия в конференциях, проведения консультаций, тренингов и мастер-классов, корпоративного обучения и ТРИЗ-консалтинга пишите на blagih@gmail.com
С доверием к вам,
Алексей Благих
опубликовано 15.11.2020