Законы развития технических систем ТРИЗ для детей
Все в мире развивается по определенным законам и вся теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) построена по этому принципу. Ее основатель, Генрих Альтшуллер выявил закономерности, изучив огромное количество патентов на изобретения. Все разработки строились по одним и тем же законам. А это значит, что зная правила создания изобретения наперед, можно разрабатывать инновации, не будучи гениальным ученым.
Первоначально теория успешно применялась в технической части жизни человека. Но сегодня нельзя найти ни одного направления деятельности, где невозможно применить ТРИЗ.
Попробуем переложить эти законы с техники на человеческую жизнь, в частности на развитие и становление ребенка.
Итак, основные моменты – это статика, кинематика и динамика. По сути, эти названия не имеют ничего общего ни с физикой, ни с математикой. Просто создатель теории был техником и эти названия ему близки и понятны. Чтобы было понятно и вам, немного преобразуем их и сравним с циклом жизни. Статика – рождение и детство. Тот период, когда закладывается все необходимое, создаются условия для дальнейшего развития. Кинематика – юность, расцвет, период активной деятельности. Это именно тот период, когда максимально используется то, что было получено в период статики. И наконец, динамика – закат жизни, старость, В этот период могут происходить изменения в системе, но только те, которые необходимы в данный момент времени, без перспективы на будущее.
Так как мы решили рассмотреть детство, то разберем подробнее законы статики.
- Полнота частей системы. Первостепенное условие для выполнения этого закона – присутствие и работоспособность всех частей системы.
Наша система – ребенок. То есть нам необходимо создать необходимые условия для его жизнедеятельности и развития. И если с жизнедеятельностью справляются все родители – покормить, умыть, одеть. То с развитием в большинстве случаев провал. Современные образовательные технологии ТРИЗ призваны именно для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Разработана масса курсов онлайн ТРИЗ для детей, где легко можно найти решение ТРИЗ задач с ответами.
Зачем вам все это нужно? Здесь все просто, если цель не просто вырастить и выпустить в свободное плавание ребенка со словами «Мы дали тебе все, что могли». А на самом деле научить ребенка жить, быть уверенным в своих силах, находить ответы на свои вопросы, добиваться поставленных целей, не бояться трудностей, то не получится воспитать на своем примере.
Все потому, что у нас взрослых пример неправильный. Мы живем по установленным рамкам, действуем по шаблонам, мыслим очень ограниченно. Мы не позволяем себе очень многого, а значит и не разрешаем многого детям. И да, чтобы вырастить сводным ребенка, нужно самому быть свободным. Чтобы вырастить ребенка счастливым, нужно самому счастливым быть.
- Энергетическая проводимость системы. И важнейшим условием здесь является свободное перемещение энергии по всем частям системы.
Если говорить о техническом устройстве, то наглядно можно рассмотреть взаимодействие работы шестеренок, когда движение одной приводит в действие весь механизм. Как же применить этот закон к детям. Вспомните, с незапамятных времен в школах детей делят на математиков и гуманитариев. И чаще всего в математические классы определялись дети с высокой успеваемостью, а гуманитарии – все остальные.
Но это в корне неверно. Есть хорошая фраза «Талантливый человек талантлив во всем». И самое интересное, что талант – это далеко не всегда дар Божий, в 90% случаев у ребенка просто были условия для развития своего таланта. Как узнать, что у ребенка есть склонность к рисованию, если в доме нет карандашей? Как узнать, что у малыша музыкальный слух, если он не слышал музыки? Неверно направлять все силы на развитие одного направления ребенка, нужно создать условия, чтобы все шестеренки смогли двигаться, каждая в своем ритме, но все одновременно.
Применение ТРИЗ в детском саду влияет на развитие речи, и на логику, и на воображение. Решая поставленную задачу, ребенок не думает, что вот это математика, а это лепка. В мозгу выстраиваются определенные логические цепочки, позволяющие задействовать весь потенциал.
- Согласование ритмики. В этом законе важно не только чтобы все части системы работали в одном ритме, но и не мешали друг другу.
К примеру, если ТРИЗ технологии на уроках математики применяются, а на других предметах нет, то у ребенка складывается однобокое познание теории. Он считает, что математические задачи можно легко и просто решать по известному алгоритму, но вот развитие речи – это совершенно другая структура. Возникает дисбаланс. Поэтому занятия с применением элементов ТРИЗ у детей следует проводить в системе.
В сети можно найти игры ТРИЗ, собранные в картотеку с целями и задачами, благодаря которой легко определить направленность конкретной игры. Преимущество использования игр для детей заключается еще и в том, что для их проведения не обязательно выделять время занятии. Можно играть когда угодно и где угодно. Опытные тризовские преподаватели весь день ребенка в ДОУ превращают в увлекательную ТРИЗ игру.
Изучайте ТРИЗ и правильно решайте свои нерешаемые проблемы!
По индивидуальному курсу обучения Бизнес-ТРИЗ, внедрению в компанию, проведению мастер-классов, воркшопов и стратсессий, обучению команд, корпоративному тренингу Бизнес-ТРИЗ на русском и английском языках или услуге по решению нерешаемых проблем бизнеса пишите мне в телеграм https://t.me/Aleksei_Blagikh или на blagih@gmail.com
ТРИЗ-клуб в Telegram: https://t.me/trizbiz
Информация о ближайшем курсе обучения Бизнес-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=54:biznes-triz-uroven-4&catid=13:courses (сейчас действует скидка)
Информация о ближайшем курсе обучения РТВ-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=61:rtv-triz-ab&catid=13:courses
Ютуб-канал Бизнес-ТРИЗ: https://www.youtube.com/channel/UCClLQYrqI2bjZ2k7b8QRc-Q
Читайте также на blagih.ru про ТРИЗ и Бизнес-ТРИЗ
Благодарю за доверие!
Алексей Благих
опубликовано 24.11.2020